Как сделать освещение магазина функциональным и в то же время эффективным?

Как сделать освещение магазина функциональным и в то же время эффективным? Своим опытом с нами поделились специалисты в области проектирования магазинного освещения.

Общего освещения должно быть достаточно для того, чтобы, выбирая товар и совершая покупки, посетитель не испытывал неудобств. Это является приоритетом для большинства магазинов. При слишком малой освещенности зрение покупателя будет постоянно напряжено, отчего может появиться чувство дискомфорта. Сегодня в качестве среднего уровня освещенности специалисты рекомендуют выбирать 1 500 лК на высоте 1 м от пола. При этом желательно следить за равномерностью освещения -в поле зрения человека не должно быть больших перепадов яркости и затенений.

Обязательно должны учитываться качественные характеристики света - его цветопередача и цветность. Цветопередача – способность света правильно передавать цвета – по возможности должна быть высокой (больше 90). Особенно строгие требования к этому параметру должны предъявляться в магазинах, продающих товары, цветовые нюансы которых имеют принципиальное значение: это косметика, ткани и т. д.

Использование здесь источников с низкой цветопередачей может привести к снижению популярности у покупателей: при дневном свете цвет товара будет отличаться от того, который был выбран, и человек может быть разочарован. Важно следить и за цветовой температурой света, определяющей его цветность.

Цветностью света можно влиять на восприятие товаров. Теплый желтоватый свет (цветовая температура ниже 3 200 К) расслабляет, создает спокойную атмосферу, а холодный свет (больше 3 500 К) оказывает стимулирующее воздействие. Освещение теплых тонов найдет себе применение в магазинах одежды, в гастрономах (например, в хлебном отделе). Холодным светом можно осветить товары, в которых есть элементы из металла или стекла.

Хотя выбор ламп, которыми будет освещаться магазин, во многом зависит от качественных характеристик даваемого ими света, нельзя сбрасывать со счетов их стоимость и энергоэффективность. Практика показывает, что в большинстве случаев перед проектировщиками ставится задача создать качественную установку по разумной цене, включая и эксплуатационную стоимость. Первостепенное значение экономичность осветительной установки имеет для занимающих огромные площади супермаркетов. В их просторных, залах с высокими потолками I общий заливающий свет лучше создавать с помощью трубчатых люминесцентных ламп. Такой выбор поможет обеспечить необходимый уровень освещенности без больших затрат на электроэнергию. Тем более что сегодня производители предлагают люминесцентные источники с разными цветовыми температурами – от 3 000 до 6 000 К. Индекс цветопередачи у разных моделей современных люминесцснтных ламп варьируется в пределах от 70 до 90. Чаще других используются лампы с цветопередачей 80 – компромисс между ценой и качеством.

В небольших магазинах, где суммарная стоимость световой установки значительно ниже, владелец может себе позволить более дорогие источники света. Общее освещение можно обеспечить с помощью металлогалогенных ламп. Их основное достоинство – большой световой поток. Они также обладают хорошей цветопередачей (в среднем Ra > 90) и широким диапазоном цветовых температур. Надо заметить, что для работы \ трубчатых люминесцентных и многих металлогалогенных ламн требуется дополнительное оборудование. Этого недостатка лишены компактные люминесцентные лампы со стандартным цоколем Е27 или Е14, но создавать с их помощью большую освещенность сложно: световой поток КЛЛ невелик. Поэтому обычно их применяют ; для повышения локальной освещенности – например, в зоне, где расположены кассы.

Для местного освещения часто используются так называемые трековые I системы. Закрепленные на потолоч-: ном рельсе светильники можно свободно передвигать и нацеливать в любом направлении. Такая модель будет | особенно удобна в магазинах со свободной планировкой, где можно перемещать прилавки и стенды. Перемена обстановки не потребует замены светильников: достаточно будет повернуть их в нужную сторону – и прилавок вновь будет освещен. Используя трековую систему, можно повышать освещенность в зонах проведения рекламных акций.

Для создания акцентирующей подсветки товаров и прилавков подойдут миниатюрные галогенные лампы. Эти источники света отличаются практически стопроцентной цветопередачей. Свет «галогенок» может быть разной цветности – от теплого до холодного. Существуют модели галогенных лампочек с отражателем. Такой источник создает направленный пучок света и часто используется в тех случаях, когда нужно сделать «тонкий» акцент – выделить какой-то небольшой предмет. Гибкий и эффективный инструмент для подсветки – системы освещения с возможностью диммирования. С их помощью можно в нужный момент повышать или понижать освещенность в разных частях магазина, акцентируя внимание посетителей на разных группах товаров. Диммироватъ можно галогенные и трубчатые люминесцентные лампы.

Особого подхода требует освещение магазинов, специализирующихся на продаже ювелирных украшений. Здесь главную роль играет уже не общее, а акцентирующее освещение -подсветка ювелирных изделий и прилавков. Главная задача – правильно нацелить источники, чтобы высветить товар, показать его во всей красе. Здесь могут применяться небольшие вращающиеся галогенные светильники, закрепленные непосредственно па витрине. Все чаще используется подсветка оптоволоконными светильниками. От одного небольшого генератора, который можно разместить в подсобном помещении, отходит несколько десятков оптических проводов. На окончание каждого световода можно установить различные насадки, позволяющие регулировать интенсивность и ширину пучка. Таким образом каждое ювелирное изделие может получить индивидуальную подсветку. При этом самих светильников посетитель видеть не будет: тонкое оптоволокно можно легко скрыть, например, в прилавке. Для акцентирующей подсветки ювелирных изделий, оформления прилавков и торгового зала можно использовать и компактные светодиоды.

При подсветке ювелирных украшений необходимо учитывать, из какого материала они изготовлены. Желтое золото оживет под теплым светом, а серебро и белое золото любят свет холодных тонов. Бриллианты будут выгодно смотреться при металлогалогенном освещении высокой цветовой температуры (такой свет как бы пробивает камень насквозь), дополненном светом маломощных галогенных ламп (они подсветят грани камня и заставят их играть). При проектировании освещения магазина нужно помнить и о «подводных камнях». Например, в спектре металлогалогенных и галогенных ламп есть небольшая доля губительного для органических веществ ультрафиолетового излучения. Под воздействием света этих ламп товары могут выгорать, блекнуть. Поэтому в магазинах, продающих одежду, ткани, предметы искусства и просто дорогие вещи, на светильники с такими лампами следует устанавливать фильтры, блокирующие ультрафиолет.

Не менее важно позаботиться и о комфорте покупателей, для которых необходимо обеспечить отсутствие слепимости – т. е. попадания в глаза прямых или отраженных от глянцевой поверхности лучей. Прямой свет низко расположенного светильника, не оснащенного дополнительной насадкой (рассеивателем, блендой или решеткой), может стать серьезной по-мехой для человека, пришедшего за покупками. Желательно также следить и за отсутствием слишком ярких бликов на зеркальных или стеклянных поверхностях – это особенно актуально в автосалонах или магазинах, торгующих посудой. Металлогалогенные источники при работе сильно нагреваются, повышая и температуру внутри помещения. Это опасно для товаров, не переносящих высоких температур. Кроме того, нередки ситуации, когда персонал магазина, не выдерживая постоянной тепловой нагрузки, самостоятельно отключает часть светильников, ломая тем самым световую концепцию магазина.

Имея в виду эти моменты, проектировать систему кондиционирования помещения нужно одновременно со светом. Если же условия вентиляции улучшить нельзя, то рекомендуется сменить «горячее» освещение на «холодное» – с использованием люминесцентного света. Практика показывает, что универсального подхода к освещению магазинов не существует. В каждом случае очень многое зависит от заказчика и дизайнера. Цель человека, проектирующего освещение, – выработать с ними совместную концепцию и грамотно ее реализовать.

КАТАЛОГ ТОВАРОВ
РАЗДЕЛЫ САЙТА
Контакты